Лабинцева Светлана Владимировна

Проект «Будущий первоклассник»

Конец дошкольного периода – крайне важный момент в жизни ребенка. Это связано с наступлением, так называемой школьной зрелости, т.е. состояние готовности к школьному обучению.

Но подготовленность к школьному обучению не исчерпывается умением читать, писать и оперировать числами, т.е. собственно тем, что проверяют при поступлении в школу. Даже если ребенок хорошо читает, считает до ста, имеет широкий кругозор – это не гарантирует успешного обучения в школе, т.к. свидетельствует лишь о его познавательном развитии.

Комплексная подготовка предполагает развитие не только познавательной, но и физической, эмоционально–личностной, мотивационной составляющей школьной зрелости.

На развитие познавательной сферы детей — в основном направлена деятельность воспитателя, а на развитие эмоционально–личностной и мотивационной готовности, одним словом – психологической готовности, направлена деятельность педагога – психолога.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка, определяющую тот результат, которого ребенок может достичь в сотрудничестве с взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Л.С. Выготский указывал на то, что обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в «зону ближайшего развития» ребенка.

Понятие «психологическая готовность к обучению» имеет смысл только в условиях массового обучения в школе, поскольку именно в этом случае учитель вынужден ориентироваться на некий средний уровень актуального развития детей и среднюю «зону ближайшего развития». При исследовании индивидуального обучения ребенка понятия «психологическая готовность к обучению» не требуется, поскольку оно ориентируется на конкретную «зону ближайшего развития» и конкретный уровень актуального развития ребенка.

Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень актуального развития ребенка, при котором школьная учебная программа попадает в «зону ближайшего развития» ребенка.

Если уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению, так как из-за несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой, он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

О психологической готовности к школе судят по уровню развития следующих психических сфер: аффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной и речевой. Каким же должен быть уровень развития указанных выше сфер, чтобы можно было говорить о наличии психологической готовности к школьному обучению? Для лучшего понимания вопроса необходимо обратиться к теоретической проработке проблемы психологической готовности к школе, уходящей своими корнями в труды Л.С. Выготского.

Готовый к школе ребенок хочет учиться, так как это позволит ему занять определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослых, и к тому же у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника». 

Новообразование «внутренняя позиция школьника», возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов и представляющее собой сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении с взрослыми на новом уровне, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.

Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме.


Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

• умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

• умение ориентироваться на заданную систему требований;

• умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

• умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу [16].

Фактически это параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в I классе.

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе исследователи выделяют дополнительно еще одну – развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух.

Несмотря на многообразие существующих методов определения готовности детей к 

Анализ учебной программы и требований школы, предъявляемых к ученику, подтверждают общепринятые положения, что готовность к школе проявляется в мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферах.

Учитывая все сказанное и исходя из теоретических положений Л.С. Выготского, Л.И. Божович и Д.Б. Эльконина по поводу психологической готовности к школе, в данной программе по психологической подготовке детей к обучению в школе разработан комплекс диагностических мероприятий по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. Этот комплекс состоит из игр и игровых заданий с правилами, позволяющими определить уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной), произвольной, интеллектуальной и речевой сфер, которые плавно вплетаются практически в каждое занятие.

Методологический аппарат

Целью является:

1. Создание благоприятных условий для полноценного и гармоничного психического развития ребенка.

2. Формирование и развитие у ребенка всех составляющих психологической готовности к школьному обучению:

• Мотивационная готовность (желание пойти в школу);

• Эмоционально–волевая готовность (развитие произвольности поведения, способность к волевому усилию, умению управлять своими эмоциями);

• Личностная готовность (адекватная самооценка, отношение к взрослым и сверстникам, готовность выполнять правила школьной жизни);

• Познавательная готовность (достаточный для усвоения учебного материала уровень развития памяти, мышления, внимания, речи, зрительно–моторной координации);

• Коммуникативная готовность (развитие речи, «богатый» словарный запас, умение ребенка налаживать контакты со сверстниками).

Данная программа кружка предполагает решение следующих задач:

• Целенаправленное формирование высших психических функций (развитие сенсорно– перцептивной и мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи, развитие познавательных процессов).

• Преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных, негативных проявлений, отклонений в поведении.

• Формирование и поддержание положительной самооценки, развитие уверенности в себе.

• Формирование у воспитанников подготовительной группы положительного отношения к обучению в школе и желания учиться (личностно-мотивационный компонент готовности к обучению в школе).

• Развитие учебной мотивации дошкольника (формирование внутреннего мотива к обучению, не зависящего от учебной атрибутики).

• Формирование готовности ребенка к принятию новой социальной позиции (положение школьника), «школьной зрелости» дошкольника и готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности.

• Развитие эмоциональной устойчивости, способности к саморегуляции.

• Формирование у детей социально-психологической готовности к ситуации школьного обучения – развитие у детей потребности в общении с другими, умения подчиняться интересам и обычаям детской группы, способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

• Развитие крупной и мелкой моторики.

В работе кружка были учтены следующие принципы:

Принцип психологической комфортности. Заключается в снятии по возможности, всех стрессовых факторов воспитательно-образовательного процесса, в создании в детском саду такой атмосферы, которая раскрывает ребенка и в которой он может чувствовать себя «как дома».

Принцип гуманизма – уважение личности ребенка, построение взаимоотношений на основе общечеловеческих цивилизованных норм и правил.

Принцип адекватности особенностям психического развития ребенка. Основан на признании самоценности дошкольного детства, как важнейшего периода развития личности.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого воспитанника и своевременная коррекция проблем в его развитии.

Для реализации целей и решения задач были определены такие методы и приемы:

• Тренинги

• Тестовые задания

• Психодиагностика

• Психогимнастика

• Релаксационные упражнения

• Развивающие игры

• Сюжетно–ролевые игры

• Беседы 

В психологической гостиной по психологической готовности детей к школьному обучению сделана попытка объединить сразу несколько задач по подготовке детей к школе:

• Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.

• Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции.

• Профилактика и коррекция нарушений зрения, осанки и физического самочувствия детей.

Программагостиной «Будущий первоклассник» построена не по областям знаний и не по предметным областям, а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи, произвольности процессов, ценностного отношения к окружающему миру и себе. Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации детей должен, прежде всего, определяться тем, что они - дошкольники, т.е. только готовятся к систематическому обучению. 

Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Известно, что без движения ребенок не обучается. Физические упражнения являются условием и одновременно средствомне только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности.

Игровая методика обучения также является условием и средством обучения детей дошкольного возраста. Еще 2,5 тысячи лет назад Сократ, высказывая свои мысли о педагогике, говорил, что никакие знания не следует преподавать детям насильственно. «Преподавай, милейший, детям науки посредством игры, тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». Однако, несмотря на справедливость этих слов, неукоснительное следование этим правилам требует от педагога специальных умений и подготовки.

Использование большого количества красочного наглядного материала, предназначенного для фронтальной и индивидуальной работы Детей, позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. О значении наглядности в обучении маленьких детей хорошо сказал К.Д. Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Использование наглядного материала соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.

Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

С каждым вторым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметричные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий.

Задания и упражнения на занятии педагог-психолог может использовать дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, по своему усмотрению компоновать и дозировать их в рамках курса.

Занятия проходят в групповой форме и по подгруппам детей (во время диагностического исследования). 

Данные занятия способствуют как личному психическому, так и социально– нравственному развитию детей, гармонизации личности ребенка на основе развития его эмоционально–волевой, коммуникативной и поведенческой сферах. 

5954b6e9edc577ea9e216475cb265750.jpg

f09c0e95974f8a3b64d8f0cf765831e5.jpg

14 марта 2021 в 14:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.