«Как быстро адаптироваться к условиям дистанционной работы и избежать лишнего стресса»
По данным пульс-опроса по продуктивности удалённой работы, более 40% сотрудников чувствуют себя тревожно, переживают из-за резкого изменения условий труда и неопределённости.
Почему работать дома труднее?
В чём же заключаются основные трудности?
Не хватает технической оснащенности. Нет организованного рабочего места. программное обеспечение, которое облегчало мою работу.
трудно настроиться на работу.
часто отвлекаешься (телевизор, шум играющих детей и т.д.)
Домашние относятся несерьёзно к работе на дому и требуют к себе внимания. Мама дома — значит, отдыхает. А если даже работает, то ответить на пару вопросов всё-таки может, даже если эти вопросы каждые 15 минут.
Всё это создаёт дополнительное напряжение, вызывает стресс и усталость, снижает продуктивность и удовлетворённость своей работой.
Рекомендации:
В первую очередь необходимо организовать рабочую зону: удобный стол, стул, постарайтесь максимально автоматизировать работу, исходя из домашних технических возможностей.
Создайте такой "островок работы", который окунал бы вас в привычную рабочую атмосферу.
Для нас важно находиться в привычной обстановке. Привычное, знакомое — значит хорошо. Новое, непривычное вызывает тревогу и стресс. Чтобы снизить напряжение в ситуации изменений, нужно, чтобы что-то оставалось стабильным или напоминало о привычном.
Когда мы работаем дома у нас нет чёткого разделения времени труда и отдыха. Мы как бы работаем и не работаем одновременно. Поэтому сложно включиться в работу, трудно почувствовать удовлетворение от работы.
Когда мы работаем в учреждении, наша жизнь наполнена ритуалами, связанными с работой. Когда мы работаем дома, в этих ритуалах вроде нет необходимости. Но именно они помогают нам настроиться на работу. Вы дома, в уютной домашней одежде, в окружении близких. В наших представлениях такие условия связаны с отдыхом, расслаблением, приятным общением с близкими… Но вы работаете… Мозг в замешательстве. Отсюда, возможно, и ощущение "я вообще работаю?..", а также трудности с включением в работу, концентрацией внимания и неудовлетворённостью.
Чтобы быстрее включаться в работу, можно ввести несколько ритуалов, которые будут для вас означать "я работаю» (одежда, чашечка кофе и т.п.)
Важен также и момент завершения работы, который помогает перейти к полноценному отдыху, отпустить мысли о работе и переключиться на домашние дела и общение с близкими. Выключить компьютер, навести порядок в рабочей зоне, переодеться в ещё более мягкую и удобную домашнюю одежду…
Важно подводить итоги дня в формате того, что сделано, в чём вы сегодня молодец. Можно поделиться своими успехами с кем-нибудь. Это помогает нам получать удовольствие от проделанной работы и повышает удовлетворённость.
Припомните и запишите свои достижения в работе в течение последних 2–3 дней. Что в этой непростой ситуации у вас уже получилось, что вы сделали?
Можно вести такой дневник достижений, чтобы понимать, что вы работаете, что вы продуктивны и успешны.
Работая дома, мы лишаемся ещё одной важной для нас сферы — общения с коллегами. В привычной рабочей обстановке мы часто обмениваемся мнениями, обсуждаем рабочие и не рабочие вопросы, находимся в общем информационном поле. Дома мы можем почувствовать себя изолированными, исключёнными из важных процессов коммуникации. Нам может недоставать информации, но не конкретной рабочей "технической", а эмоциональной, связанной с отношениями. В связи с этим, может возникать ощущение тревоги, небезопасности, возрастать эмоциональное напряжение.
Нам важно "быть в курсе того, что происходит", "держать руку на пульсе". Это приобретает ещё большее значение в ситуации резких изменений и неопределённости.
Кроме того, в стрессе нам очень важны поддержка и помощь.
Чтобы снизить стресс от вынужденной изоляции и почувствовать поддержку коллег, можно 1–2 раза в неделю устраивать скайп-встречи, виртуальные кофе-брейки, на которых вы будете рассматривать текущие рабочие вопросы, делиться успехами, обсуждать трудности и просто болтать.
В завершение — самый актуальный вопрос:
как совмещать работу с семьёй без усталости, перенапряжения и чувства вины.
Если включаться и реагировать на каждую реплику домашних, то могут возникнуть трудности с организацией и выполнением работы, много сил будет уходить на переключение, настройку на работу, работа будет идти медленно, что-то можно не успеть. В итоге — неудовлетворённость собой, ощущение, что я не справился, чувство вины, что я плохой работник, и накопление негативных чувств к близким.
Если больше сосредоточиться на работе, то может возникать чувство вины, что я не очень хороший человек в отношениях с близкими, я их игнорирую, не отвечаю на из просьбы, я плохая мама и т.д.
Внутренний конфликт между важными для вас ролями "я специалист" и "я мама, жена и хозяйка дома" может очень изматывать и приводит к усталости и стрессу.
Как избавиться от перенапряжения и чувства вины:
Расскажите домашним, как для вас важно работать, работать именно сейчас, что от этого зависит и ваше, и их будущее.
Ясно обозначьте, какие условия вам нужны, чтобы работать комфортно. Договоритесь с домашними, например, чтобы они не включали телевизор, пока вы работаете, чтобы дети играли в другой комнате, чтобы обращались к вам с вопросами и домашними проблемами в крайних случаях.
Заранее придумайте для детей занятие, которое будет им интересно, и с которым они справятся без вашей помощи.
Чётко оговорите срок работы: "Я работаю с 9 до 17", "давай я сейчас до 16 работаю, а потом мы с тобой…".
Когда работа закончена, постарайтесь быть максимально включённой в дела семьи. Если домашние будут наполнены общением с вами, они будут меньше отвлекать вас в течение рабочего времени.
Желаю успехов!