Лабинцева Светлана Владимировна

Консультация "Капризы и их предупреждения"

КАПРИЗЫ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

 

Детские капризы это особенность поведения ребенка, которая выражается в нецелесообразных и неразумных  действиях  и поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам взрослых, в стремлении настоять на своем. У ребенка они выражаются обычно в попытках добиться желаемого плачем, криком, таким образом, внешние проявления характеризуются сильным раздражением,
двигательным возбуждением.

Капризы могут быть случайными, эпизодическими. Однако, они могут превратиться в привычную форму  поведения, которая проявляется в общении ребенка со взрослыми (чаще в домашних условиях, особенно с некоторыми членами семьи). Ребенок хнычет, плачет, часто находит­ся в плохом настроении, стремится настоять на своем, не принимая во внимание доводы, требования  взрослых.

Нервная система детей младшего возраста еще не окрепла окончательно, поэтому процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Однако именно в этом возрасте у ребенка формируются первые тормозные процессы, а на их основе развиваются зачатки воли, нравственные чувства. Ребенок уже понимает характер поступков – какие из них хорошие, а какие плохие. Следовательно, капризы детей нельзя целиком отнести к возрастным особенностям; ошибочно полагать, что капризы могут со временем пройти сами собой. Для возникновения капризов имеются свои причины, искать которые следует прежде всего внутри отношений, сложившихся между взрослым и детьми в семье. Основная причина детских капризов - неправильное воспитание в семье. Что бы устранить их, родителям нужно перестроить систему воспитания.

Причиной капризов могут являться: нездоровье, переутомление ребенка. Но если малыш неизбалован, то в этих условиях капризы не стойки, ребенка не трудно перестроить.

Во всех случаях нужно опасаться перевозбуждения нервной системы маленького ребенка, ибо это вредно для его здоровья.

Превращаясь в привычку, капризы могут способствовать  возникновению у детей

Отрицательных черт характера таких как грубость, драчливость, недоверие к людям. В любомслучае их лучше не допускать, а с возникновением искать пути  устранения.

Доброжелательный тон в обращении взрослых, спокойное, ровное, мягкое обращение с детьми в сочетании с предъявлением их разумных требований, дружба между детьми создают положительный семейный микроклимат, в котором не будет основы для капризов ребенка.

И, наоборот, несогласованность требований со стороны взрослых создает неблагоприятные условия для воспитания ребенка. Что раз­решает мать - может запретить отец, что запрещает мять - разре­шает бабушка. Конечно, в таком случае ребенок следует тем требо­ваниям, которые совпадают с его желанием.

Дети обычно тонко чувствуют, как можно себя вести в каждом конкретном случае. "Я не тебе плачу, а бабушке",- говорит ребенок. Он знает, что при маме плакать нельзя, она строгая, при бабушке - можно : она не устоит против требований любимой внучки. Единые требования к ребенку со стороны всех взрослых членов семьи, воспи­тывающих его, устраняют капризы, возникающие на этой основе.

В отдельных семьях маленькие дети с ранних лет живут в усло­виях чрезмерного эмоционального и Физического комфорта, т.е. ре­бенок изнежен, заласкан, родители предупреждают каждое желание ребенка и, в то же время, очень мало от него требуют. Дети в таком случае наоборот много требуют от родителей, вымогают, пла­чут, капризничают. Так устанавливается неверный стиль отношений ребенка со взрослыми, с которым последние в конце концов мирятся.

Эти отношения должны быть пересмотрены. Надо формировать у ребенка желание самостоятельно одеваться, есть, убирать игрушки на место, охотно откликаться на просьбу взрослого оказать помощь: отнести, принести, поднять и т.д. Включение ребенка в посильные дела, соучастие в деятельности взрослого, бодрый, энергичный стиль жизни в семье и добрые отношения взрослых - лучшие средства "сокращения" неразумных желаний ребенка.

Некоторые взрослые считают, что воспитывать детей можно толь­ко строгостью. С маленькими детьми постоянно разговаривают в повышенном, раздражительном тоне, часто кричат. Дети очень чув­ствительны к этому. В результате такого воспитания ребенок мо­жет стать обидчивым, капризным, плаксивым.

А.С.Макаренко выдвинул важный принцип воспитания детей, так называемой "золотой середины", т.е. соблюдения чувства меры, ко­торая обеспечивает гибкость применения методов воспитания, со­четание любви к детям с требовательностью к ним.

Для здоровья и хорошего самочувствия ребенка раннего младшего дошкольного возраста особо важно не допускать срывов установившего­ся привычного распорядка дня. То, что не вызовет большой нервной и эмоциональной усталости у взрослых, может стать причиной пере­утомления нервной системы у ребенка. Например, родители, желая доставить детям удовольствие, иногда берут их с собой в гости, в кино, на праздники, разрешают подолгу смотреть телепередачи и т.п. Яркие новые впечатления, незнакомые липа, сильные слухо­вые раздражители нарушают привычную атмосферу, переутомляют ра­нимую еще нервную систему ребенка, приводят к эмоциональной пе­регрузке. В результате малыш плачет, отказывается, есть, не может уснуть, требует недозволенного.

В детском салу воспитатели стремятся, возможно лучше учитывать возрастные особенности детей, рационально распределять эмоцио­нальные и физические нагрузки. Например, читают не более одной сказки; после занятий, требующих усидчивости, умственного напря­жения, проводят физкультурные занятия или музыкальные и т.д. Дозировка во времени помогает усвоению детьми знаний и благопри­ятно влияет на их здоровье.

Маленькому ребенку постоянно необходимы эмоциональные контак­ты с любимыми людьми (теплые руки и добрая улыбка матери, бабуш­ки, приветливое слово отца). На протяжении третьего года жизни у ребенка развиваются познавательные потребности. Он просит взрос­лых с ним поиграть, задает много вопросов, требует оценки своего поведения и т.д. Эмоциональное благополучие обеспечивается удов­летворением потребностей ребенка в эмоциональном общении к в содержательной деятельности со взрослыми.

Когда ребенок играет один, а близкие безучастно наблюдают, то такую деятельность нельзя назвать совместной. Малышу важно соу­частие взрослого, его понимание, помощь, совет. Дефицит общения со взрослыми, недостаточное количество игрушек, пособий, малосо­держательная деятельность ребенка в семье вызывают у него скуку, шалости, капризы. Устранение перечисленных недостатков "снимает" капризы ребенка.

ВОЗРОСШАЯ детская самостоятельность требует от родителей пересмотра сложившихся отношений с ребенком. Если взрослые по­нимают, что ребенок стал старше, и начинают признавать за ним право на самостоятельность (стремление к ней заметно возрастает ко 2-й половине 3-го года жизни), умеют направить его на полез­ные дела, хвалят малыша за. помощь, подчеркивают, что он большой, то оснований для капризов не оказывается.

Маленьких детей легко утешить, уговорить, отвлечь от предмета раздражения, переключить от одного на другое. Если отвлечение не получается, то очень важно терпение, спокойствие взрослых. Это непросто, но необходимо, так как возбуждение взрослых только уси­ливает возникший конфликт.

16 марта 2019 в 10:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.